среда, 14 марта 2018 г.

Нравственное и патриотическое воспитание в начальной школе.

   Знание культурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности,  врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это мы можем найти в творениях народных мастеров.                                                          
Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины  невозможно воспитать гражданина и патриота. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в начальной школе является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей.
Учителями нашей школы была разработана программа по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России». За основу мы взяли программу «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой, которая включена в  Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы  под ред. Н. Ф. Виноградовой.


Цель программы:
приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
       Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом;
      Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
    Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

    Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
    Формирование чувства национального достоинства.

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Сначала мы составляли планирование  на 1 год, но потом пришли к логическому заключению, что необходимо весь материал систематизировать и распределить с учетом интересов наиболее актуальных для младших школьников и их возрастных особенностей.
Так сформировалась последовательность изучаемого материала:
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
                                  
1 класс «Русские народные праздники».
1.Праздники. Традиции, обычаи и обряды.
2.Осенние праздники.
3.Зимние праздники.
4.Весенние праздники.
5.Летние праздники.

Учащиеся
-знакомятся с такими русскими народными праздниками как : Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы Масленица .Пасха Иван Купала Ильин день Успение. Покров
- разучивают некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи, пословицы и поговорки о праздниках.
 -учатся изготовлять маски и костюмы для новогоднего карнавала.
- учатся  печь блины, красить пасхальные яйца.
- Разучивают игры с катанием пасхальных яиц.

 2 класс «Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы».
1.Русские народные промыслы.
2.Русские народные игры.
3.Русские народные песни, загадки, пословицы.
4.Народные танцы.     
 Второклассники
-изучают русские народные  промыслы Гжель, Хохлома, такие изделия, как  Жостовские подносы Павловопосадские шали, Вятская и Богородская игрушка.
 - учат наизусть несколько песенок, считалок.
  -  разгадывают загадки.
  - Разучивают хороводы, играют в Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди.


3 класс «СТАРИННЫЙ РУССКИЙ БЫТ».
1.Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
2.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
3.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
4.Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.
5.Учёба. Школа.
      Учащиеся 3  класса :
  - изучают  особенности крестьянской одежды. Рубашка, сарафан Головные уборы девушек и женщин, украшения
- сравнивают одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. Рубаха, порты, брюки, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна — у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
- знакомятся с  элементами русского костюма, Роль орнамента-оберега его функциональный характер. Особое значение пояса (кушака).
  -изучают устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки) Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. ;особенности боярских хором Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки..
  - Оценивают достоинства традиционной русской кухни. Хлеб Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.


 4 класс «Новый русский быт (со времён Петра I)»
1.Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
2.Усадьба. Дворянские особняки
3.Быт дворянской семьи. Балы и праздники
4.Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.
учащиеся 4  класса :
- сравнивают старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,
-изучают изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция). Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер.
- Разучивают несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.);
- Читают наизусть  стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
-  анализируют учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Изучение в мужских пансионах основ наук, а  в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению

Формы внеурочных занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в Неделе культуры (ежегодно) , посещение выставок.
 Очень часто на занятиях  учащиеся не только изучают материал, но и своими руками изготавливают различные поделки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий