В начальном курсе грамматики, правописания и
развития речи большое значение придается словарно-орфографической
работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных
списках для каждого класса.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в 1 классе. Работая по
«Прописи» и учебнику, первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как
воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова,
воробей. В каждом из последующих классов
количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной
и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует
многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами
письменных работ учащихся. Методические исследования и практика школьной работы
показывают, что навык написания этих
слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение
таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно
способствовать активации словаря
младших школьников.
Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно
связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом.
Учитель всегда может найти возможность
предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить
с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном
тексте. Языковом материалом для проведения таких упражнений могут стать
пословицы, поговорки, загадки, стихотворения,
связные тексты-отрывки из художественных произведений. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Приведем некоторые
виды диктантов и методики их проведения,
имея в виду, что словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий,
и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным
разбором.
Учащиеся орфографически проговаривают написанное на карточке трудное слово с
выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В
случае необходимости выясняют значение слова.)
Картинный
диктант:
1)
учитель показывает карточку-картинку, дети
называют изображенный предмет, объясняют написание
безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточку-картинку, дети
называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную
гласную и ставя знак ударения;
3) учитель показывает
карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в
слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя
знак ударения.
Выборочный диктант (картинный,
слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо
карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная,
либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова - названия
животных, во второй - слова - названия
растений;
2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй
— слова, в написании которых надо запомнить
гласную о, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди,
космонавт...);
3) выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать неплохо крупный
сладкий помидор! Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е.
Трутнева.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий